Турбокомпрессоры навсегда прижились под капотами легковых автомобилей. Для начала давайте немного остановимся на основной задаче турбокомпрессора, его устройстве и работе. Самый простой способ увеличить мощность двигателя внутреннего сгорания – подать в него больше воздуха. В этом и заключается основная задача турбокомпрессора.
Турбокомпрессор состоит из двух частей – турбины и компрессора, которые соединены общим валом. Ускоренный выхлопной газ ударяется о лопасти ротора, приводя его в движение, и, соответственно, компрессор тоже приходит в движение. Компрессор нагнетает воздух в цилиндры под соответствующим давлением. Двигатели с наддувом имеют совершенно иные характеристики, чем двигатели с естественным всасыванием.
С этим типом силовых агрегатов также связано понятие “турбонаддув”, то есть момент, когда количество выхлопных газов недостаточно для того, чтобы компрессор мог обеспечить эффективное давление воздуха в цилиндрах. Турбокомпрессоры работают в очень жестких условиях – высокие обороты достигают 200 000 об/мин, а температура – 1 000C. Несмотря на то, что они изготавливаются из очень прочных материалов, таких как алюминиевые и даже титановые сплавы, бывают случаи, когда этот компонент выходит из строя.
Что способствует более быстрому износу турбокомпрессора?
- езда с недостаточным количеством масла,
- игнорирование интервала замены масла и езда на старом масле,
- отсутствие внимания к периодической замене воздушного фильтра,
- использование полной мощности двигателя до достижения надлежащей температуры двигателя.

Также очень часто случаются сбои в переменной геометрии. Что это такое?
Это решение чаще всего используется в дизельных двигателях, поскольку в этих двигателях выхлопные газы имеют более низкую температуру. В двигателях с искровым зажиганием роторы изготавливаются из более качественных материалов, поскольку они работают при более высоких температурах. В турбокомпрессоре с изменяемой геометрией используются лопасти, управляемые пневматическим или электрическим устройством. Благодаря регулируемым лопастям воздух поступает в ротор турбины без излишней турбулентности. На низких скоростях лопасти наклонены под большим углом, чтобы давление наддува было как можно выше.
Что делать, если турбокомпрессор вышел из строя?
Чаще всего турбокомпрессоры восстанавливают, так как покупать новый слишком дорого, особенно на старых автомобилях, где цена новых турбокомпрессоров часто превышает стоимость автомобиля. Восстановление не только экономически выгоднее, но и при хорошем исполнении является гарантией длительного срока службы. При замене турбокомпрессора необходимо выполнить ряд дополнительных действий. Обязательно нужно заменить масло вместе с фильтрами. Также необходимо заменить линию смазки турбокомпрессора. В зависимости от конструкции двигателя и степени его разборки следует заменить прокладки и болты на новые, особенно болты, крепящие турбокомпрессор к коллектору.
Очень часто при выходе из строя турбокомпрессора масло, смазывающее его компоненты, попадает в воздушные каналы, поэтому при его замене необходимо все тщательно промыть. Первыми симптомами изношенного турбокомпрессора являются потеря моторного масла и свист при нагрузке. Отказ турбокомпрессора опасен тем, что в крайних случаях он может привести к выходу из строя всего привода. Масло, смазывающее турбокомпрессор, может быть всосано двигателем, и привод начнет работать на нем. Это приведет к так называемому выбегу двигателя.